УРАВНЕНИЯ ВОЗМУЩЕННОГО ДВИЖЕНИЯ САМОЛЕТА С УЧЕТОМ АЭРОИНЕРЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Опишем возмущенное движение самолета при маневре с постоянной скоростью крена, сделав ряд допущений, упрощающих постановку задачи, но не вносящих изменений принципиального характера в физическую картину явления. Во-первых, будем считать скорость полета в процессе возмущенного движения постоянной. Это вполне допустимо. Все негативные явления, связанные с потерей устойчивости при маневре, развиваются чрезвычайно быстро, поэтому достаточно исследовать начальную фазу возмущенного движения, на протяжении которой скорость полета практически не успевает измениться. Во-вторых, не будем учитывать действие гравитационной силы, т. е. силы тяжести. Это не окажет существенного влияния на начальную фазу возмущенного движения, так как сила тяжести влияет, в основном, на медленную составляющую возмущенного движения. Будем считать, что в исходном режиме угловые скорости тангажа и рыскания равны нулю,
т
Тогда возмущения этих угловых скоростей будут равны самим скоростям.
Уравнения движения запишем в связанной системе осей координат, приняв за связанные оси главные оси инерции самолета. При этом центробежный момент инерции самолета 3 ху будет равен нулю наряду с центробежными моментами инерции Зхг и Jyz. Тогда
ш (Vу Vгч>х •-)- Vх0)2).— Ry-t
т (Vz — + V^©*) = Rz;
З [/©у “I — {Jх *^г) Г)Л(0г г= Му;
,/?d)2 -|- (3у 3х) а>х(йу = Mz.
Здёсь Rv, Rz — проекции результирующей силы иа оси OY, 0Z. Если принять, что тяга параллельна продольной оси самолета, то это будут проекции аэродинамической силы Y и Z. Му, Мг — моменты аэродинамических сил и тяги относительно связанных осей. Будем считать, что момент тяги равен нулю. — постоянная угловая скорость крена. а>у, ©г — угловые скорости рыскания и тангажа. Массу самолета т и осевые моменты инерции самолета Jx, Зу, 3г будем считать постоянными.
Благодаря допущениям о постоянстве составляющих скорости центра масс и угловой скорости крена остальные два уравнения движения могут быть отброшены.
Выразим проекции скорости центра масс на связанные оси через углы атаки и скольжения и, считая углы атаки и скольжения малыми, получим
(18.12)
Здесь V = const (скорость полета приняли постоянной). С учетом
(18.12) уравнения равновесия сил примут вид
mV (—а — юхр + ©г) = Y; mV (Р — ©у — ©жа) = Z.
Решив эти уравнения и уравнения моментов относительно производных а, р, ©у, ©z, получим
(18.13)
При сделанных ранее допущениях система (18.13) представляет собой замкнутую систему четырех нелинейных дифференциальных уравнений с четырьмя неизвестными. Нелинейный характер уравнений определяется здесь лишь тем, что аэродинамическая сила и ее момент являются нелинейными функциями параметров движения самолета. Линеаризуем эту систему в окрестности исходного режима — движения самолета с постоянной угловой скоростью крена, постоянной скоростью центра масс и нулевыми скоростями рыскания и тангажа. Угол атаки а° (I) и угол скольжения 15° (t) будут в этом режиме какими-то переменными величинами, характер которых нас не интересует. Наша задача — анализ возмущенного движения. Полагая, что а = а° + Да, |5 = р° + АР, ю = to0 + А© и считая, что при малых возмущениях силы У, Z и моменты Му, Мг являются линейными функциями вида
К = У° + уаАа. Z = Z0 + ZPAp.
Му = М°у + AfjjAp + МууЛыу + аСто*;
Мг = М°г + М? Дос + М%г, запишем уравнения (18.13) иначе
а0 + Да — —+ со§ — (ояр° — ~ Да + Дю* — со^ДР;
*5 + АЛ*~^ + (-^ A«j, — f — (—Е-) шЛ(Х)г + |
м*« |
Р° + ДР = — Цг + <4 + <о*а° + — Щ — АР + Аю(/ +
Принимая во внимание, что
К« , о
шг + ^
Atду = УИ^Ар j — M^AtOy 4- Лсо^Асог | А1„*сож.
Уравнения (18.14) представляют собой линейные уравнения пространственного возмущенного движения самолета. В соответствии с допущениями V = const, Jx — const, Jy = const, Jz = const, m = const это линейные дифференциальные уравнения с постоянными коэффициентами. Неизвестными в этих уравнениях являются вариации — возмущения углов атаки, скольжения, угловых скоростей рыскания и тангажа.